Приветствие администратора блога "Тенкара в Сибири"

Уважаемый друг! Если ты оказался здесь, то это может означать только одно. Тебя интересует Tenkara!
Слово это, в отличие от наименований всех остальных, очень многочисленных и чрезвычайно популярных в нашем отечестве рыболовных снастей, достаточно редкое, а потому и информации в отечественных интернет изданиях про эту элегантную снасть найти совсем не просто.
Так или иначе, будь ты просто интересующийся необычной рыболовной "диковинкой" и забрел сюда "на огонек" почитать и задать вопросы, или у тебя уже есть свой собственный богатый опыт ловли рыбы на эту снасть и тебе также есть чем поделиться со всеми из своего собственного опыта,
добро пожаловать!
Я рад приветствовать тебя и видеть постоянным активным читателем!
Присоединяйся! Стать постоянным читателем и участником блога можно внизу страницы.

пятница, 23 декабря 2011 г.

Скромная простота коана Tenkara Style (стр. 3)


"The modest simplicity of the koan in the Tenkara Style"
(In the genre of the detective on the design and art style tenkara)


В жанре детектива о дизайне и искусстве стиля тенкара
Страница 3. 
Вернуться к стр. 2.

Здесь когда-то замок стоял...
Пусть мне первый расскажет о нем
Бьющий в старом колодце родник

Мацуо Басё

Часть третья и последняя.
В чем состоит идея мухи Kebari?
Попытка реконструкции проекта "изначальной" мухи "kebari" 
или путь в пустоте европейской культуры мышления


     Справедливости ради, следует сказать, что сегодня существует множество различных моделей мушек под общим названием "kebari", что и наглядно демонстрирует хотя бы эта коробка с ее содержимым, некоторые их которых никак не ассоциируются с идеями, высказанными мной здесь ранее, и по форме совсем не напоминают то, что принято называть "изначальной" мухой кебари, соответствующей в полной мере параметрам идеальной ее модели, существующей в воображаемом пространстве культуры "ваби-саби" синтоизма, помноженной на дзен-буддийский "юген".
     Муха Kebari может быть сделана (построена) из любых материалов. Тело мухи может быть сформировано даже из весеннего пуха, покрывающего стволы молодых побегов папоротника, или даже из полосок змеиной кожи. Например, так как на этом фото.
     Мушка может быть выполнена не только из природных, но и синтетических материалов, включая проволоку, стекло и керамику. Она может быть любой по форме и цвету. Многие мушки не копируют природный аналог, хотя и пользуются неизменным спросом у "адресной аудитории", а выражают своей формой нечто, что выражает суть того, что принято называть в рыболовной среде кормовым объектом.

     На нижеследующем скором наброске, любезно предоставленным для публикации в одном и том же лице художником и исследователем, рыболовом   - Yoshkazu Fujioka, представлена общая структура классификации существующих рыболовных мушек "kebari". Как видно на этом рисунке, все мухи, независимо от размеров и применяемых материалов, делятся:
     По горизонтали на два крупных раздела, включающие так называемые,
Слева направо - Soft Hackle (мягкое оперение) и Stiff Hackle (жесткое оперение)
1. Soft Hackle включает в себя подраздел Long Hackle (длинное оперение) и Short Hackle (короткое оперение)
2. Stiff Hackle (жесткое оперение) содержит только один подраздел мух Short Hackle (короткое оперение).
     По вертикали все эти мухи в свою очередь подразделяются на NORMAL (нормальные) - верхняя строчка, и REVERSE (реверсивные, т.е с пером, направленным своим естественным изгибом в противоположную сторону, в сторону ушка крючка) - нижняя строчка.
     Согласно этой схеме всегда можно отнести мушку кебари по форме ее оперения к тому или иному разделу. Вместе с тем, эта структурная схема классификации мух в соответствии с формой оперения, опираясь только лишь на внешние признаки, мало что объясняет, исходя из принципа минимальной простоты "ваби-саби". Эта схема скорее всего не более чем отражение необходимости идеи классификации мушек сообразно господствующей в западноевропейской культурной традиции все и вся систематизировать.
     Сам же автор этой схемы, в зависимости от характера водоемов, на которых ему пришлось ловить рыбу мухами "kebari" составил для себя более обширный классификатор на нескольких страницах своего сайта, в котором он пытается систематизировать все известные ему модели мушек кебари, отталкиваясь в большей части своего исследовании в основном от характера водоема в конкретной местности и преимущественно от современных местных рыболовных традиций, выделяя при этом основные признаки мушек по внешнему виду и ранжируя мухи "kebari" по именам.
     Тем не менее, уже в более общем классификаторе он постоянно указывает на соответствия между двумя стилями (tenkara style и fly-fishing style), подчеркивая их общность, взаимосвязь и родство. Загрузить классификатор в формате PDF или просмотреть его в он-лайне с помощью GoogleChrome можно ОТСЮДА. На второй его странице с помощью радиальных диаграмм он пытается в наглядной форме показать в своих выводах, что традиционные мушки "kebari" с длинным мягким реверсивным оперением в значительной мере проигрывают современным мушкам STIFF/SHORT/NORMAL (с нормальным жестким коротким оперением).
     Кроме того Yoshkazu Fujioka пишет на этой странице своего сайта буквально следующее: Я использую технику заброса и проводки сухой мухи в соответствии со своими желаниями, исходя из способа рыбалки tenkara, потому что я всегда с самого начала любил "сухие" мухи, используемые  в западном рыболовном стиле (fly-fishing)И объясняет причины своей парадоксальной увлеченности техникой презентации мушек, используемых в fly-fishing (в нахлысте) следующим образом: Поскольку форель интересуется пищей на поверхности воды, этот способ отличается от рыбалки (в tenkara) при забросе и проводки мух мокрого типа.
Название фото 1Название фото 2Название фото 3

     Впрочем, подобная оценка не удивительна, поскольку автор этого труда испытывает самые большие симпатии к классическому нахлысту, в чем он и признается на одной из страниц своего сайта, тут же сразу выявляя свое предвзятое отношение к Tenkara Style, предпочитая ловить рыбу мушками "kebari" непременно методом fly-fishing (нахлыста), игнорируя при этом возможности всей снасти Tenkara в комплексе, в целом, в единстве всех ее немногочисленных составляющих. Многочисленные фотографии автора с нахлыстовым удилищем в руках на водоемах (по его выражению - мои любимые потоки) не оставляют никаких сомнений в справедливости данного вывода.
     Не буду на этом более подробно останавливаться, напомню лишь только то, что подобный односторонний аналитический подход противоречит присущей ориентации японской культуры на синтетическое представление сути того, или иного явления. Кроме того, при подобном сравнительном подходе иногда вообще не удастся отличить мушку кебари (в большей своей части - собирательный образ, а не конкретное обозначение определенной приманки) от нахлыстовых мух и наоборот. Ибо, как те, так и другие пользуются заслуженным признанием у представителей двух этих способов рыбной ловли. В этом нетрудно убедиться, хотя бы сравнивая их визуально.
     Однако нельзя забывать при этом, что эта мушка (а именно здесь и далее - традиционная мушка кебари) нашла свое применение в рыболовной культуре Японии задолго до появления на этой территории нахлыста. В этой связи нельзя не обратить внимания на все немногочисленные составляющие самой снасти Tenkara способствующей в свое время ее появлению. В этой снасти НЕТ НИЧЕГО ЛИШНЕГО, что можно было от нее отнять без ущерба для ее целостности, подразумевая при этом только Tenkara Style, а не любой иной рыболовный метод. И точно также к ней ничего нельзя добавить.
     Вот почему использование этой традиционной мушки с длинным реверсивным оперением для Tenkara style в fly-fishing (в нахлысте) обречено на провал, и даже не потому, что эта мушка будет в нахлысте плохо или вообще не работать, а потому как эта странная на вид мушка из совершенно другой системы, где она есть продолжение ее комплексных достоинств. Традиционная мушка "kebari" - это часть целого в простой и тщательно отлаженной системе отношений между всеми участниками действия под названием Tenkara Style.
     Использование одной из ее частей не по назначению в другой иной системе (снасти) может только лишь привести к исчезновению, растворению ее достоинств. Точно также как нелепо пристроить к автомобилю колесо от велосипеда, точно также нелепо будет выглядеть велосипед с автомобильным колесом. Точно также, как будет безумна сама затея использования крыла легкого одномоторного спортивного самолета в современном сверхзвуковом летающем ракетном крейсере, в той же степени будет бездумна идея использования одной из немногочисленных частей Tenkara в любом ином рыболовном методе.
     К сожалению, следует сказать, что такие попытки (специально или по незнанию предпринимаемые) возникают постоянно. Можно ли привязать вместо специального шнура или специально предназначенной лески для Tenkara кусок нахлыстового шнура или раннинга? Можно. Но тогда это будет пародия на нахлыст, даже получившая свое собственное имя как "глухой нахлыст" или "бранднахлыст". Можно ли на удилище Tenkara поставить поплавочную оснастку? Можно, но тогда это будет поплавочная удочка, причем плохая, значительно уступающая по своим неожиданно приобретенным качествам многим более дешевым маховым удилищам. Можно ли поставить на Tenkara индикатор поклевки как в нахлысте? Можно, но тогда нечего ждать от Tenkara качественных забросов точно в цель и чувствительности снасти, откликающейся на едва различимые поклевки.
     Но вернемся к главному "фигуранту" нашего расследования, к традиционной мухе "kebari", ибо теперь есть все основания утверждать, что как само удилище Tenkara вместе с ее оснасткой, так и эта невзрачная мушка играют совсем не случайные роли в спектакле под общим названием стиль тенкара (Tenkara Style). Поставить бездумно традиционную мушку "kebari" на тенкару и ждать мгновенных результатов в виде рекордного количества поклевок, это означает непонимание не только ее назначения, но и непонимания того, как снасть должна работать в комплексе. Всеми немногочисленными элементами снасти нужно управлять.


Реконструкция "проектного замысла - идеи создания"
традиционной мушки "kebari"
Наконец-то мы и подобрались к главному.
К процессу. К тому, что в дизайне принято называть
функциональными параметрами задачи.

     Понимание этого процесса (а именно - управления снастью) сопоставимо с иным другим процессом управления как сложными, так и более простыми системами. При внешней простоте и незамысловатости снасти в целом, каждый из ее элементов способен решать задачи достаточно сложные. В этом легко убедиться, внимательно анализируя конструкцию традиционной мушки "kebari" и живо представляя себе ее работу. Несмотря на свой очень незначительный вес, любая оперенная мушка при забросе встречается с ощутимым сопротивлением воздуха.

     И мушка "kebari"  здесь совсем не исключение. Сопротивление воздуха нужно преодолеть наиболее эффективным образом, с наименьшими энергетическими затратами с максимальным запасом скорости для наиболее возможно быстрого, словно пущенная из лука стрела, проникновения в толщу воды. Нет достаточного запаса кинетической энергии, мушка не долетит до цели, останется на плаву, не успев проникнуть на достаточную глубину, а благодаря своей форме будет в значительной мере подвержена воздействию боковых вихревых потоков, которых с избытком хватает на малых каменистых горных речках. Как итог, такая мушка будет слабо управляемая и мало контролируемая.
     Мушка "kebari"  - это идеальный аэродинамический снаряд.
     Мушка "kebari" сконструирована наподобие волана, используемого в бадминтоне, который, будучи пущен с большой скоростью, испытывает серьезные нагрузки при преодолении  воздушной среды. Даже при первом взгляде на эту внешне очень простую мушку и на волан, нельзя не обратить на их поразительное сходство в оперении, а еще точнее - в направлении оперения. Сходные задачи в различных видах деятельности привели к рождению и во многом сходных форм. За одним исключением. В волане - пробка, в мушке - крючок. Перья стабилизируют направление полета, не дают отклониться от цели. Это только одна из функций, но не последняя. В форме традиционной мушки "kebari" - а она главная на финальной стадии заброса, - при точном и сильном броске в цель прижатое оперение к "глазку" - ушку крючка позволяет пробить поверхностное натяжение водяной пленки и заглубить мушку в толщу воды.
Небольшое лирическое, но одновременно и познавательное отступление.
     Перьевой волан, используемый сегодня в спорте почти по аналогии со своим историческим предшественником, изготавливается из 16 гусиных перьев и пробковой головки, обтянутой тонкой лайковой кожей. До этого первые воланы, привезенные в Великобританию английскими офицерами из Индии в 19 веке, изготавливались из шерстяных ниток и перьев. Однако существуют неоспоримые свидетельства того, что задолго до появления в Старом Свете подобных по сути устройства, перьевые воланы использовались в Японии для домашних досуговых игр. Благодаря многочисленным цветным гравюрам, изображающим подобные игры, до нас дошли наглядные свидетельства не только этих забав, но и многое из того, что принято называть культурными артефактами.
     Более подробно с историей бадминтона и формами воланов можно на одной из персональных страниц мега портала Live Journal (в русско язычном его секторе) замечательного московского исследователя, художника по костюмам, кропотливого собирателя и коллекционера уникальных во многом сведений из достижений и артефактов мировой культуры - marinni - "История бадминтона. Картинки - 17-19 век."

     Конечно, современные воланы мало походят на своих прародителей, но следует помнить, что когда-то волан был обыкновенной оперенной пробкой, рудименты которого.в виде пластмассовых моделей перьев сохранились в конструкции воланов для массового пользования до сегодняшнего дня. Оптимальное соотношение массы и размера, материала этого снаряда в сочетании с оперением - стабилизатором полета, способствующим к тому же и визуальному его контролю в пространстве, вот те качества, которые являются общими и созвучными качественным свойствам традиционной мушки "kebari".
     Интересно и примечательно то, что в некоторых японских рыболовных кругах, где по-прежнему предпочитают ловить в "чистом" стиле Tenkara, очевидно, с целью отстранения от затертого шаблона восприятия термина "kebari" эту же самую мушку называют в дословном переводе как "летящая вверх тормашками" (в оригинале - 逆さ毛鉤), или же "дважды летящая вверх тормашками" (в оригинале - ダブル逆さ毛鉤), выражая тем самым их суть при забросе.

     Разумеется, что управление воланом невозможно без специальной ракетки для бадминтона, использование любой иной подобной по форме и назначению из смежных видов спорта приведет лишь к отрицанию самого бадминтона. Эффективность волана будет сведена к нулю. Точно также управление традиционной мушкой "kebari" (по аналогии с подачей в бадминтоне или теннисе) невозможно без соответствующей оснастки удилища Tenkara и наличия самого удилища, отвечающего определенным требованиям. Среди них - максимально возможный легкий вес, упругость, длина, мощность. В комплексе этих критериев удилище должно быть простым и надежным орудием рыболова в обращении, не вызывать усталости в течение светового дня.
     Традиционная мушка "kebari" - это не только эффективный аэродинамический снаряд, в своей столь необычной, но вместе с тем простой форме решивший задачу заброса невесомой приманки для рыбы, оснащенной острым крючком точно в цель на водоеме, но это еще и столь же эффективное устройство привлечения внимания к себе характерной для горных потоков "адресной аудитории", когда всей своей формой оно способно раздразнить и возбудить рыбьи пищевые инстинкты.
     Остановимся на этом моменте более подробно.
     Специфика малых горных рек, где и наиболее всего эффективен Tenkara Style и сама мушка "kebari", предполагает не только искусное владение снастью при забросе приманки на очень небольших локальных участках, но и специфическую ее проводку, лимитированную временем всего лишь в несколько секунд.
     За это столь ограниченное время рыболову не только надо успеть миновать многочисленные хаотично разбросанные надводные и подводные препятствия, которые могут являться источником досадной потери приманки при ее зацепе за них и последующем обрыве, но за эти несколько секунд надо успеть возбудить в рыбе непреодолимое желание ее схватить, обманувшись и приняв ее за характерный для подобных условий пищевой объект.
     И этой задаче мушка "kebari" вполне отвечает, почти идеально для таких условий. Следует помнить, что для подобных горных каменистых рек с достаточно большой скоростью течения соответствуют и столь же характерные кормовые объекты для рыбы. Несмотря на то, что согласно легенде о Tenkara, - "это" спускается с неба, а рыба "это" ест - тем не менее, большая часть потенциального рыбьего корма (по некоторым данным ихтиологии от 80 до 90%) живет и  размножается в воде. И только небольшая оставшаяся его часть продолжает дразнить пищевые инстинкты рыбы, падая "с неба" на поверхность воды, и становится добычей проголодавшейся рыбы при смене рациона питания.

     Мушка "kebari" принципиально не похожа ни на один из надводных и подводных кормовых объектов и совсем не имитирует их по форме. При большом желании конечно же можно найти в ней некоторую схожесть с некоторыми из них и даже некоторое отражение внешних признаков природных прототипов, но вместе с тем (в этом смысле), она значительно проигрывает в соревновании на идентичность с натуральными природными аналогами, например, с нахлыстом, где искусственную мушку подчас очень трудно отличить от природного живого аналога.
     Разумеется, что подобные модели далеко не исчерпывают весь возможный спектр искусственных рыболовных мушек-приманок, используемых в нахлысте. Классическая школа нахлыста достаточно консервативная и в ней по-прежнему продолжаются традиции создания мушек, напоминающих природные прототипы, но не имитирующих их досконально с ювелирной точностью.
     Однако все же отмеченную ранее современную тенденцию на создание супер реалистических мушек нельзя не отметить, в той же степени как и тенденцию в создании мушек ярко кричащих расцветок и форм, например так, как на этом примере. Складывается такое ощущение, что эти мушки сошли со страниц новомодных журналов и с подиумом показа новых моделей одежды от известных кутюрье.

     Но вернемся вновь к теме нашего исследования о собственной специфике традиционных мушек "kebari" (sakasa kebari). Эта внешне ничем не примечательная мушка обладает еще одним замечательным достоинством. Грамотное управление ею позволяет рыболову "оживить", или как еще говорят, анимировать мушку.
     Будучи погружена полностью в воду и находясь в приповерхностных слоях воды, эта мушка не пассивно плывет по воле водной стихии, а благодаря едва заметным равномерным покачиваниям кончика удилища, а значит, соответственно, и управляемая с помощью находящегося в воздухе и почти не провисающего: либо шнура, либо тончайшей лески, откликается своим длинным оперением на эти движения, создавая в воде тонкие микро колебания водной среды, имитируя тем самым своими движениями живой кормовой объект, подымающийся к поверхности воды с помощью своих многочисленных лапок-плавников.
     Кроме того, поскольку рано или поздно соприкосновение гибкого и подвижного оперения мушки с водной поверхностью, с поверхностной пленкой натяжения все же состоится, то этот контакт незамедлительно оставляет на пленке соответствующие следы в виде характерных и привычных знаков для рыбы "отпечатков" частей тела. Поскольку процесс анимации не останавливается, то такая мушка мгновенно начинает походить на водную личинку насекомого, из скафандра которого начинает выбираться на поверхность окрыленное ее продолжение для новой жизни в воздушной среде. В это время личинки наиболее уязвимы для рыбы и потому являются желанным и легким объектом охоты.
     Ранее уже отмечалась роль своеобразного оперения при забросе мушки, где она подобно реактивному снаряду с наименьшим сопротивлением противоборствующей воздушной среде, достигает с наименьшими потерями в скорости и энергии своей цели - воды. Но если в воздухе это качество было необходимо для  преодоления его сопротивления, то уже в водной среде тоже самое расположение оперения играет уже совсем иную роль. Эта же самая форма, подобно парашюту (только "вверх тормашками") препятствует скорейшему выходу мушки на поверхность, сопротивляясь всем своим обильным оперением о толщу воды. Тем самым предоставляя рыболову больше возможностей по анимации мушки во времени.
     Стоит здесь напомнить о временных параметрах, они чрезвычайно ограничены (не более 10 секунд, а то и значительно менее для горных потоков), поэтому мушка "kebari" (sakasa kebari) воплощает всей своей необычной формой концентрированный сгусток возможностей, которыми можно и нужно пользоваться в подобных условиях.
    Из всего выше сказанного можно, конечно же, сделать вывод о неизменности во времени традиционной мушки "kebari", но такая точка зрения на самом деле не будет соответствовать действительности, хотя бы в силу отмечавшейся ранее нацеленности японской культуры на парадоксальное сочетание традиций и новаций, где "ваби-саби" (иначе - "сибуй") и дзен  (юген) определяет во многом ее уникальный специфический характер, отличный от других стран мира.
     В той же степени, как развиваются современные промышленные технологии, способствующие появлению на рыболовном рынке новых моделей удилищ Tenkara (взять хотя бы для примера такие гиганты рыболовной индустрии, как: Daiwa, Shimano, Nissin &etc), новых моделей лесок и плетеных шнуров (Daiwa, Samurai, SunLine &etc), значительно, а часто и кардинально, превосходящих по своим качествам прежние свойства их исторических предшественников, соответственно, изменяется, модернизируется и сам внешний облик мушек "kebari".
     Увеличение дальности заброса мушки "kebari" с помощью новых сверхлегких и одновременно мощных моделей удилищ, флюокарбоновых лесок и шнуров с до того  невиданными свойствами (чрезмерно малый диаметр при увеличении предельных нагрузок, высокий удельный вес, способствующий при минимальном сечении "пробивать ветер") - все это вместе тут же сразу повлекло и изменение формы мушки "kebari", вызванное необходимостью визуального ее определения, а значит и ее контроля в управлении  на значительно большем расстоянии от рыболова, чем это можно было ранее представить.
     В этой связи эта мушка наделяется дополнительными свойствами и индикатора поклевки, который позволяет издалека контролировать, как ее положение, так и выход рыбы на мушку. Современная модификация мушки sakasa kebari, выполненная на родине снасти и стиля Tenkara, в наглядной форме убеждает, что традиции японской рыболовной культуры не только живы, но и развиваются, в очередной раз доказывая скептикам, что в простоте содержится колоссальное количество гибких возможностей развития и маневра во времени чем в более сложных системах.

..................................
     Заканчивая эту статью, идея которой (как уже очевидно становится понятно из мною представленного материала) сводится к доказательству необходимости использования Tenkara по назначению и в полном соответствии с ее уникальными особенностями, я сегодня получил неожиданное известие о том, что не только меня одного эта тема конкретно волнует, но также и других рыболовов Tenkara в мире. В своей заметке, озаглавленной необычно и странно: "Tenkara Рыбалка" против "Рыбалки с Tenkara Удилищем" (“Tenkara Fishing” vs. “Fishing with a Tenkara Rod”), упоминаемые мной ранее в самом начале статьи Джейсон Класс (Jason Klass) - автор интернет блога Tenkara Talk (сертифицированный инструктор по нахлысту и альпинизму, США) - в присущей ему ироничной манере опубликовал материал, который с благодарностью, как я надеюсь, будет встречен настоящими поклонниками стиля Tenkara.
     Материал этой короткой заметки настолько поучителен, что я не могу избежать соблазна его цитирования (в моем варианте перевода с английского) почти в полном объеме. В этом небольшом сюжете он описывает диалог, состоявшийся между ним и Даниэлем Голхарно на совместной рыбалке.
     "Конечно, мы все втроем были с нашими tenkara удочками и ловили рыбу на tenkara мухи, но произошло два события (на рыбалке), которые ввергли меня в состояние катарсиса...
     Первое замечание, которое сделал мне Даниэль. Он сказал, что рыбалка на сухие мушки с tenkara является в значительной степени неслыханным явлением в Японии. Я в недоумении поднял брови, поскольку вплоть до настоящего времени на протяжении несколько месяцев подряд, я предпочитал ловить рыбу в основном на сухие мушки. И только в самое последнее время, когда я пробовал ловить рыбу (другим способом), начал использовать традиционные мокрые мушки sakasa kebari в соответствии с назначением tenkara.
     Вторая вещь, благодаря которой я действительно уехал домой (своеобразный американский юмор, мое примеч.), было то, когда Даниэль наблюдал мое выступление. Я рыбачил на мушку sakasa kebari, но в действительности не имел представления, как это нужно делать с помощью tenkara, полагая, что все делаю правильно. Вместо этого я дергал очень быстро кончиком удилища, придавая приманке очень неустойчивую хаотичную анимацию. Я использовал эту презентацию до состоявшегося разговора и все же поймал тем не менее рыбу, но Даниил объяснил мне, что подобный метод может привлечь внимание разве что только некоторых мелких рыб, но если то же самое делать медленнее, то это было бы гораздо более эффективным воздействием на больших и более мудрых рыб. 
     Когда он показал мне технику презентации и проводки мухи, я понял, что так, каким образом я пытался управлять мушкой ранее, должно быть форель думала, что моя муха трясется в нервном припадке из-за передозировки лекарств, или что-то в этом роде.
     Сочетание этих двух вещей приводит меня к понимаю, что все это время я в реальности был "рыболовом с tenkara удилищем", а не "tenkara рыболовом». Другими словами, я был на рыбалке, но на самом деле не думал о tenkara как о специальной технике. Я думал о tenkara в качестве инструмента для заброса и только. В принципе, я был на рыбалке точно так же как и ранее, но я просто заменил мое удочку для нахлыста с катушкой на удочку tenkara и считал, что это вполне нормально.
     Получалось так, что я по привычке делал то же самое, что и ранее в нахлысте при проводке мух в технике мертвого дрейфа и даже не делал попытки применить технику управления приманкой с помощью снасти tenkara, как это делают мастера Японии. Это было поучительно, но одновременно стало и немного грустно.
...
     В один прекрасный день, я надеюсь, что с уверенностью могу сказать, я пошел на "tenkara рыбалку" вместо того чтобы просто отправиться "на рыбалку с удочкой tenkara".

Выводы:
1. Если хочется использовать в тенкара способы презентации и проводки мухи, сообразуясь с логикой и приемами, разработанными в нахлысте Старого и Нового света, то почему бы не использовать для этой цели саму снасть fly-fishing в полном своем комплексе, как отработанную и вполне совершенную, по мнению апологетов нахлыста, систему. Так называемый классический стиль в нахлысте позволяет это сделать с наименьшими затратами и более весомыми результатами нежели при смешении разных стилей.
     При этом можно сделать вид, что не стоит обращать особого внимания на взвешенные размышления о дальнейшем развитии fly-fishing (нахлыста) одного из самых титулованных в мире нахлыста специалистов в этой области - Harry Jamieson - человека, имеющего личный английский королевский сертификат по производству и продаже удилищ, полученный из рук принца Чарльза Уэльского за личный вклад в развитие нахлыста. Гарри Джемисон -  единственный человек в мире, который обладает подобным сертификатом.
     Скачать и прочитать статью на англ. языке  "Мысли об удилище" этого мастера (можно ОТСЮДА)

2. Тем не менее, если вы все же хотели бы ловить на Tenkara, то не стоит обольщаться и обманывать себя надеждами относительно "безграничных"  возможностей этой снасти, поскольку она относится все же к ультра легкому классу. Вместе с тем, в дизайне всех немногочисленных ее составляющих вы найдете то, что невозможно представить в других снастях подобного класса - удивительное ощущение свободы, легкости и простоты.
     С помощью Tenkara вам не удастся поймать рыболовный трофей на 20 кг. Она не предназначена для этой цели. С этой задачей более успешно справляются другие снасти. Вам не удастся забросить невесомую приманку-муху на расстояние свыше 15 метров. В этом нет нужды, поскольку эта снасть изначально "задумывалась", а потом и совершенствовалась для ловли рыбы в малых реках, хотя, как показывает опыт, ею можно вполне успешно ловить рыбу и на больших водоемах, при этом вполне солидного размера (до пяти, семи килограмм, и такие факты в современной новейшей истории Tenkara есть).
     При соблюдении условий сбалансированности всех компонентов снасти - изначальной ее идеи, со всей очевидностью выраженной в немногословном спокойном и выдержанном дизайне - пользование Tenkara даст вам массу позитивных эмоций, среди которых главной будет практически полное слияние с природой, когда само время останавливается и приближается к бесконечности. Tenkara научит вас с радостью странствующего монаха в разорванном от ветра халате понимать и чувствовать язык струящихся потоков, где каждое углубление и завихрение, препятствие в русле, будь то камень, или притопленное дерево, имеют свою идею, вполне в согласии установок "сибуй" и "дзен", но без изучения их канонов. Tenkara Style позволяет приобщиться к тайнам природы без особых чрезмерных усилий и изнурительных физических тренировок, однако требует уважительного к себе отношения, начиная с тщательной настройки всех своих немногочисленных компонентов, начиная с выбора приманки, лески и удилища с определенным строем под конкретную задачу и конкретными природными условиями. Только тогда этот инструмент не будет фальшивить.
     Являясь по своей сути произведением искусства, впитавшим в себя многовековую мудрость национальной культуры Японии, инструмент Tenkara, словно скрипка Гварнери (где есть всего лишь три струны), может вас привести к искусству Tenkara Style, если у вас появится в этом внутренняя душевная потребность. Выбор этой снасти целиком и полностью зависит только от того, что вы хотите получить от нее. Если вам нужна только и только рыба, а эта снасть позволяет это желание осуществить легко, то рано или поздно ваша "скрипка" сломается или начнет фальшивить.
     Стиль tenkara не есть нечто застывшее и неизменное во времени. Благодаря развитию современных промышленных технологий, все компоненты снасти постоянно совершенствуются и модернизируются, появляются новые материалы и технологии, в tenkara появляются новые направления и стили, но неизменным в этой снасти остается главное ее ядро, это изящная простота.

     Вторым своим рождением Tenkara обязана внутренней нацеленности мировой культуры на соединение, а не на разобщение, не на распыление и вульгарное упрощение, а на создание ясных и внутренне, на интуитивном уровне, понятных представлений о формах и явлениях стремительно изменяющейся жизни, суть которых можно уподобить очень сложным образованиям и явлениям в природе, требующих в их оценке целостного, а не дробного  восприятия.
     Появление Tenkara Style во времени совпало и созвучно многим проявления в культуре, в частности в искусстве архитектуры и дизайна, в изобразительном и декоративном искусстве, в литературе и поэзии, в музыке, театре и кинематографии... под общим названием стиль минимализма (Minimal Style) и это уже факт истории, не признавать который нет никакого смысла, поскольку он уже есть, в котором внешняя простота средств и форм содержит в кристаллической форме очень сложные логические и чувственные построения, основанные на композиционных категориях, где главной является целостность видения мира.
     Как говорит один из самых титулованных дизайнеров 21 века Наото Фокусава - «Я ничего не изобретаю, я только вынимаю эту вещь из головы и превращаю подсознательное желание в действительность».
     В век сложных технологий голова идет кругом и хочется ясности и простоты. А простота - это, по сути, просто искусство здравого смысла. Международно признанный современностью лидер дизайна, профессор Массачусетского технологического института Джон Маэда (гражданин США, этнический японец, впитавший с молоком матери своеобразие культуры своей исторической родины) сформулировал десять законов, которые помогают сбалансировать простоту и сложность в бизнесе, технологиях, дизайне и жизни вообще. Эти законы - прекрасное пособие по достижению максимальных результатов с наименьшими физическими усилиями.
Законы простоты. Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь.
Аудио книга на русском языке
И это уже также факт истории, такой же как и Tenkara Style.

Вместо послесловия
     Автор приносит свою искреннюю благодарность всем участникам дискуссии о Tenkara Style, о сути мушки "Sakasa Kebari" и о Kebari Tsuri, которая развернулась на форумах в русскоязычном секторе Интернета, посвященных выяснению своеобразия данного уникального и удивительно красивого метода рыбалки. Особенно благодарные слова мне хотелось бы сказать в адрес своих непримиримых оппонентов на рыболовных форумах, во многом благодаря которым и родилась сама идея этого сочинения:
1. форум красноярского рыболовного сайта "Ухари.ру" в теме "Тенкара ("глухой" нахлыст -альтернатива или узко применяемая снасть?)";
2. форум рыболовного сайта "Тенкара.ру" преимущественно в разделе "строительство кебари", а также на других форумах, где так или иначе поднимались сходные проблемы и ставились вопросы "ребром".
     И наконец, хотелось бы сказать простое человеческое спасибо всем тем, кто нашел умные и добрые слова поддержки в пользу высказанных мною соображений, включая даже самые "бредовые и невероятные" - в форме противоречивых коанов (на то они и коаны, чтобы быть противоречивыми), тем самым невольно помогая в том числе и мне самому определиться с тем самым неуловимым "нечто", что принято сегодня называть Tenkara Style, совместными усилиями достигнув, возможно, мгновенного просветления - сатори 悟り

     Пусть на этом пути к просветлению вам благоволит покровитель искусств, рыбной ловли, домашнего очага и торговли, богатства и процветания - Эбиссу - древнейшее божество Японии, знающий о Tenkara Style несравнимо более нас всех вместе взятых.
Послесловие:
Однако, должен вам заметить, что история с Tenkara Style на этом совсем не заканчивается.
Все еще впереди, все только еще начинается.

Вот здесь в опьяненье
Уснуть бы, на этих речных камнях,
Поросших гвоздикой...

Мацуо Басё

Вернуться к стр. 2. Вернуться к началу на стр. 1.
     Продолжение.
О методе Tenkara читайте и смотрите мою статью
в рубрике Video руководство. Guieds этого блога.

4 комментария:

  1. Владимир Николаевич, даже и не знаю, что сказать... Я впечатлён. Это, действительно, очень глубокая и помогающая раскрыть саму сущность стиля Тенкара статья. Огромное спасибо за философское погружение в истинном, японском свете буддизма, прочитал запоем. И за некоторые ссылочки :) Когда читал, находил свои мысли, те, которые остались неизложенными и ускользнули сквозь пальцы в лабиринты небытия. Сибуй... До каких же духовных ступеней дошли японцы, чтобы выразить это чувство понимания иероглифом! И они, в отличие от большинства нас, вопитанных и выросших с европейской верою в материализм, убивающей духовность и самого себя, и многих уже погубившей, они, смогли написать это чувство и придать ему звук. Да что там! Они глубоко задумались о нём, развили в себе его, в отличие от нас, его заглушивших. Но всё же с годами пробивается, пробивается в живых Нас росток прекрасного... Ведь истинная красота, она без вычурности, без ярких красок, она тиха, как звёзды в августовском небе, тиха, как падающий лист... Так и захотелось слиться с природой, посидеть на корточках в предвечерней тишине на какой-нибудь забытой речушке с тенкарой на коленях, закутавшись в полы ветхого халата...Как в статье сказано: "Истинное понимание недостижимо посредством слов и языка". Можно молчать, понимая.
    Красота в несовершенстве, красота в Вечном нас окружающем, в этом чувстве Вечности, и даже в нашем обыденном настоящем - в нас окружающем городе. В отслоившейся штукатурке старого здания с подтёками ржавчины, в отражениях карнизов обветшалых крыш свинцовых весенних лужах, в нелепом сучке, ломающем (?) прямую линию... Линии... Мы привыкли к прямым линиям, но линия есть само совершенство! Это конечное, только в несовершенном есть дух бесконечного. Если ты способен видеть Ваби-саби(кстати, ассоциируется с васаби, что-то определённо есть... Острая приправа, вызывающая это чувство...Озарения), то тебе доступоно Чудо каждого дня, ведь именно в остановившемся мгновении и открывается Чудо созерцания. И открывается простая красота. Каждый Сам приходит к этому. Ты сам и только сам способен видеть сибуй, указки здесь не помогут, но это чувство можно развить в себе. И тенкара в этом только помошник - это мост, переносящий тебя из состояния человеческого в состояние камня, дерева, струящейся воды... Природы, одним словом. Глубоко впечатлён, смиренно преклоняюсь :)

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный2/26/2014 08:12:00 PM

    Доброго времени суток, Владимир Николаевич!
    Душевное Вам спасибо за статью - прочитал на одном дыхании.
    Дело в том, что я еще не Тенкара-рыболов, и на рыбалке со снастью Тенкара не был) я просто случайно наткнулся на youtube на видеоролики рыболовов из Японии, и удивился схожести их условий ловли рыбы с моими, и сразу понял, вот именно этой снасти мне и не хватало. Пару слов о себе: зовут меня Адам, мне 31 год, живу я в г.Грозном, рыбалкой увлечен сызмальства, как и большинство рыболовов, начинал с простейшей ветки-ольшанника, со смонтированной к ней поплавночной оснастки "юного рыболова", позже заболел спиннингитом, который плавно осложнился нахлыститом. Нахлыстом увлечен года 3 как, мушки повязываю, корявые правда, для души больше, да и рыбке, порой, нравится) Думал, что дальше - некуда, а оказалось, есть куда)) Век живи - век учись, как говорится. Обнаружив для себя новое слово "Tenkara", я, естественно, стал задавать вопросы Гуглбеку, который вывел меня на сайт tenkara.ru, где я взахлеб читая некоторые темы, заочно познакомился с Вами, Олегом (dr.trout), и еще несколькими участниками интересных дискуссий. После чего попытался зарегистрироваться на tenkara.ru, но прошло уже 6 дней со дня регистрации, а моя учетная запись до сих пор не активирована, по непонятной мне причине( Попытался связаться с Олегом Семченко, написав письма на e-mail: tenkara.ru@gmail.com, puppyspb@yandex.ru, но ответа до сих пор нет. Наверное, Олег в разъездах, тем более началась выставка "Охота и рыболовство на Руси", и потому ему не до email, надеюсь, позже получится зарегистрироваться там.
    В спешке приобрел на ebay свои первый тенкариный набор:

    Tenkara Fishing Rod 360cm (12ft) 7:3
    Fluorocarbon Tenkara Level Line Ready Made Leaders.
    2pcs Line Winder for 3.6meter (11.8ft) Tenkara rod
    Sunline BMS Sniper, Hi-Vis Fluorocarbon Tenkara Level Lin..
    19 FOOT KEVLAR TENKARA FURLED LEADER / LINE

    ..теперь жалею, надо было в России заказывать, ведь, с ebay пока в течение 2х месяцев заказ дойдет околеть можно от ожидания:S Думаю, заказать еще удочку помягче строем 6:4, и поменьше длиной, наверное, 11 футов будет в самый раз с моими горными ручейками, стесненными кустами и деревьями в ущельях... Даже не знаю, какую удочку лучше выбрать.. Вот читаю Ваш блог, и многое проясняется для меня, в отношении Тенкара! Еще раз большое спасибо, Владимир Николаевич!
    С уважением,
    Адам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Адам, и Вам спасибо. Я рад, что мой скромный труд пригодился.
      Прошу извинить за задержку с ответом по техническим причинам.
      Удачи на рыбалке!

      Удалить

Это текстовое окно Вашего комментария. Добро пожаловать!